Выпуск журнала DTS 2024 (февральский номер)
- 1. Зарядные станции для электромобилей.
- 2. Люди, события, встречи
- 3. Логистические решения и будущее автодилеров
- 4. В РЕЕСТР НА УЧЕТ!
- 5. ОСТОРОЖНО, ОПАСНЫЙ ДЕТЕЙЛИНГ!
- 6. PDR
- 7. АСОДАМ на MIMS
- 8. АМД-ГАРАЖ
- 9. «ДОМАШНИЕ» ЗАРЯДНЫЕ СТАНЦИИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
- 10. Автомойки под эгидой собственной отраслевой СРО
- 11. РИСКИ БИЗНЕСА ОТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Зарядные станции для электромобилей
Насколько заметными стали электромобили – они же электрички – на дорогах российских городов? По данным агентства «АВТОСТАТ», на 1 июля 2023 года в нашей стране числится 25,7 тыс. электромобилей. Это составляет всего лишь 0,06% от общего количества зарегистрированных легковых машин.
Стоит ли обращать внимание на то, что занимает долю рынка в 1%? На сегодня эта доля действительно не существенна, но давайте сдвинем занавес обыденности, и попытаемся заглянуть в будущее, которое планируется уже сейчас.
Первым делом, глянем динамику
Год от года в страну ввозится на четверть больше электричек, чем в предыдущем году. Да, на сегодня большая часть парка электричек в России ввезена по импорту, но развиваются и собственные производственные мощности (брэнды Кама-1, Evolute, Атом, Москвич).
По данным Минпромторга, за 11 месяцев 2023 года в стране было произведено 12813 электромобилей, а в соответствии с Концепцией по развитию электротранспорта, Россия в 2024 году должна выпустить 25 000 электромобилей. Таким образом парк отечественных электричек прирастает хотя и с низкой базы, но хорошими темпами: на 200% в год.
Сдвинем портьеру потяжелее
Правительственная транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года содержит оптимистичный прогноз, по которому уже в 2030 году доля электромобилей может составить 15% в сбалансированном сценарии, то есть в оптимистичной перспективе этот рынок должен прирастать не менее чем на 2% в год.
Уже интереснее
А если принять во внимание, что именно достаточное наличие зарядных станций для электричек играет не последнюю роль в решении автолюбителя пересесть на нее с ДВС, то это вполне себе повод для знакомства с таким предметом, как станции подзарядки.
Берем стандартный буклет установщика зарядных станций. Итак, что мы имеем в райдере для детейлинг-центров, автомоек, студий тюнинга.
Автосервисы в числе реальных заказчиков уже сегодня.
То есть, в статистике установок автосервисы заняли свое место, а это значит, что коллеги по цеху не стесняются оснащаться новым девайсом.
«Медленные» станции (АС 7-22 кВт) подходят для мест, где можно поставить заряжаться на время более 5 часов.
Для стандартного детейлинга это приемлемые временные сроки, ведь с авто мы работаем и пол суток. Цена на такие станции колеблется в диапазоне 100-300 тыс. руб, в зависимости от количества коннекторов и производителя, а, значит, финансовый риск невелик.
«Быстрые» станции (DC 40-150 кВт) на 30-90 мин зарядки также можно установить для привлечения клиентов, повышения репутации.
Но для них нужны большие мощности по техприсоединению к сетям.
На проходных местах это может быть интересным, если есть достаточно места под несколько парковочных мест. Привлекательность точки это определенно повысит.
Клиент платит за 1 кВт в среднем 18-22 руб.
Здесь, конечно, пригодились бы расчеты окупаемости. Очевидно, что установщик оборудования при знакомстве с конкретными условиями размещения станции сможет помочь с экономическими расчетами.
Владелец станции не перепродает электричество, а оказывает услугу по подзарядке ЭМ
(ОКВЭД 45.20.5 — Деятельность по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями).
Полезная подсказка, — нужно будет только добавить этот ОКВЭД к своим. При наличии ЭЦП (электронной цифровой подписи) предприниматель может сделать это самостоятельно и бесплатно через сайт налоговой службы, а заявку на добавление нового ОКВЭД в качестве дополнительного одобрят в течение 5-ти дней. Приятно, что никаких лицензий не потребуется.
Следующим, после установки, шагом, является появление зарядной станции в приложениях. И наружная реклама в привычном смысле здесь не работает. Достаточно, чтобы зарядка отображалась в телефонах владельцев электромобилей.
То есть, приложение будет «подсвечивать» зарядную станцию пользователю, а с нею и детейлинг центр будет заметен автолюбителю. Здесь мы имеем фактически бесплатную рекламу для целевой группы – автолюбителей.
— российские зарядные станции производятся универсальными, так как электромобили едут к нам со всего мира — для всех типов коннекторов.
А это, конечно, очень предусмотрительно, учитывая «битву форматов» на рынке электричек.
Что в сухом остатке
Уровень сервиса отечественных установщиков уже достаточно продвинутый – все работы делают под ключ. Если рекламный буклет дает достоверную информацию, то в компании Элевел Инженер на высоком уровне проведут аудит объекта, подберут, установят и подключат оборудование, обучат сотрудников и дадут 2 года гарантии на оборудование и постгарантийное обслуживание.
А учитывая модные тенденции и появляющиеся новые технологические ниши, центры детейлинга будут все больше принимать на обслуживания и электрокары. Возможно, уже сегодня владелец электрички при выборе детейлинг-центра обращает внимание на наличие в нем услуги подзарядки. И если сегодня он сочтет за удачу, найдя такого детейлера, то уже завтра это будет маст хэв для каждого уважающего себя детейлинг-центра.
Люди, события, встречи
Телеэфиры
Осенняя активность на рынке детйлинга отразилась на повышенном интересе средств массовой информации к Ассоциации АОСДАМ – за экспертным мнение её специалистов обратились телестудии каналов «РБК» и «Москва 24».
В частности, телеканал «РБК» пригласил к диалогу Председателя Ассоциации, который в своем интервью дал профессиональный комментарий на тему повышения спроса на рынке в сфере продажи детейлинга как бизнеса в эфире программы «ДЕНЬ» (выпуск от 31.10.2023, часть 3) https://tv.rbc.ru/archive/den/6540e7fe2ae596e542f0c704
По просьбе редакции телеканала «Москва 24» Ассоциация организовала видео съемку в детейлинг-студии и предоставила экономическую информацию о детейлинге в России для передачи «Деньги 24», которая вышла в эфир 9 ноября 2023 года. https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1649&start_record=2023-11-09-11-30
Форбс
На фоне осеннего ажиотажа вокруг детейлинга и авторитетный финансово-экономический журнал Форбс решил поближе познакомить своих читателей с миром детейлинга, в чем и была ему оказана информационная помощь экспертами Ассоциации https://www.forbes.ru/biznes/499216-s-vidu-kak-novye-v-rossii-rastet-spros-na-detejling
АвтоБосс
7 и 8 декабря в Москве состоялась ежегодная встреча лидеров авторынка на итоговом заседании клуба руководителей АвтоБосс. Свыше 600 как российских, так и китайских предпринимателей провели синхронную встречу в двух столицах: Москве и Пекине.
Актуальные вопросы российско-китайского сотрудничества в авторитейле обсуждали топ-менеджеры российского и китайского автобизнеса, дистрибьюторы китайских брендов и российские дилеры, руководители российско-китайских ассоциаций. Итоговый клуб АвтоБосс 2023, со слов присутствовавших на нем экспертов Ассоциации, прошел насыщено, интересно, по-деловому. https://a-boss.ru/club/events/264
Не только эти, но и другие заметные события в отрасли недвусмысленно показывают, что детейлинг как бизнес стал особенно привлекательным для инвестирования капитала. С одной стороны, в бизнес пошла волна новичков, привлеченных высокой маржинальностью и низким порогом входа. Это дает количественный прирост участников на рынке предложения. С другой — крупный капитал обратил внимание на детейлинг что ожидаемо повлечет унификацию, стандарты, технологизацию бизнес-процессов и подготовки персонала. Этот качественный рост будет иметь своим следствием то, что уже в следующем сезоне мы увидим появление крупных сетевых игроков.
Логистические решения и будущее автодилеров
Посещение крупной отраслевой выставки АВТОБОСС не прошло без интересных встреч и новых знакомств.
Меня, как и многих наших читателей, – чаще всего просто автолюбителей со стажем – с недавних пор волнует тема ответа отечественного авторынка на потребности спроса с учетом новой географии предложения.
Авторынок нашей страны и так не прост –
А поскольку у крупных дилеров уже был сформирован как рынок нового авто, так и трэйд-ин, то поистине интересным стал вопрос о том, как российские автодилеры смогут разыграть эти пятнашки, чтобы не ввести родного автолюбителя в полное уныние.
На рынке предложений нового авто к концу года китайские бренды заняли доминирующее положение, заняв 70% рынка и оставив отечественным и маркам других стран по 15%.
Спрос, как видно из доклада выступавшего на выставке Вадима Иванова, – директора направления «Автомобили» Авито Авто – пока не сравнялся с предложением, и автолюбители чаще ищут привычные марки, большая часть которых покинула российский рынок. Тем не менее потребительская активность за прошедший год показала рост более чем на порядок. И это при росте стоимости нового легкового авто, в чем российские бренды даже обгоняют своих китайских коллег. Стоимость нового авто в 2-3,5 млн сегодня не кажется высокой для потребителей – более трети желающих приобрести новинку ищут себе железного друга в этой ценовой категории.
И здесь назревает вопрос:
Для рынка вопрос не праздный, так как вместе с амбициозными брендами приходят и новые технологии логистики, подкрепленные всей мощью экономики страны производителя. Уже завтра китайские автомобили можно будет заказывать точно так же, как и смартфон на Али экспресс.
И вишенкой этого предложения будет доставка автомобиля к двери заказчика, условно говоря в крафтовой бумаге с бантиком. А может быть и не условно, а вполне реально. Ведь китайские поставщики всерьез говорят об исключении из ценообразования такого звена, как дилер.
2024 год будет определенно сложным и интересным, так как участники рынка вынужденно и сверхоперативно должны перестроить свой бизнес, чтобы обеспечить его жизнеспособность в новых условиях конкуренции на авторынке.
В РЕЕСТР НА УЧЕТ!
АВТОМОЙКИ ПОД ПРИЦЕЛОМ ВНИМАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Владельцы автомоек Москвы в некотором замешательстве: в конце сентября ими вплотную заинтересовался департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, вынося предписания о недопустимости нарушения требований в рамках государственного экологического надзора. В том числе и через госуслуги.
По сути, департамент смотрит на автомойки как на объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС), то есть ухудшающие ее качество — физические, химические, биологические и иные показатели (ст. 1 Закона об охране окружающей среды), и требует от мойщиков стать на учет в госреестр объектов, оказывающих НВОС.
При постановке на государственный учет объекту присваивается уникальный код и категория от I до IV. По степени негативного воздействия объекты НВОС делятся на четыре категории (п. п. 1 — 3 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды). Критерии отнесения объекта к той или иной категории утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
При этом осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Критериев № 2398, и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Критериев N 2398, является критерием отнесения такого объекта НВОС к объектам III категории — оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Для включения сведений в государственный реестр объектов НВОС необходимо предоставление информации о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, согласно классификатору видов экономической деятельности.
Также там содержится информация о стационарных источниках загрязнения на вашем объекте и сведения о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе как о плательщике платы за НВОС.
Сама эта процедура постановки на учет безобидна, хотя и требует определенных навыков, на чем зарабатывают конторы, предлагающие решить эту проблему за 25-30 тыс. рублей.
И так как мало кто понимает, что следует за внесением автомойки в реестр загрязнителей, то мы в двух словах попробуем это разъяснить. В данном материале приведен не полный перечень информации и сведений, необходимых для выполнения требований, установленных законом, но он даёт общее понимание об объёме необходимых работ и системности в их выполнении.
Во-первых, требование департамента экологии совершенно справедливо и тот, кто до сих пор этого не сделал (а требование установлено законом в 2002 году), должен обязательно и незамедлительно встать на учет в госреестр.
В случае, если вы не поставите ваш объект НВОС на учет, то можете попасть под штрафные санкции в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях: в соответствии со ст. 8.46 за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. Причем индивидуальный предприниматель без образования юридического лица несет ответственность за административное правонарушение как юридическое лицо.
Во-вторых, по закону, негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены как сбросы загрязняющих веществ, иных веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, так и на водосборные площади. Так или иначе, издержек воздействия на экологию не избежать.
Вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В-третьих, очевидно, что органы власти всерьёз намерены взять под экоконтроль автомойки и упорядочить эту сферу деятельности. Москва, Подмосковье, далее везде. Полномочий для этого у органов власти достаточно и требования закона подкрепить средствами административного воздействия они могут.
А это заставит предпринимателей адаптироваться к новым условиям. В каких-то случаях возможность по-прежнему продолжать деятельность автомойки будет утрачена: полуподпольные, неэффективные автомойки — в этой зоне. В других потребуется переоснащение, переоборудование, вполне ожидаемы административное, судебное давление на автомойщиков. Потребуется время и для стабилизации рынка и цен на услуги. Их рост в диапазоне 20-30% вполне прогнозируем.
Наконец, что делать. Для начала, не впадать в уныние, ведь стремление к улучшению условий как рыночных отношений, так и экологического состояния окружающей среды – это в наших общих интересах: и автолюбителей, и предпринимателей, всех граждан.
Поэтому в соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с 1 января 2015 года необходимо организовать постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и обеспечивать соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды к установленной категории объектов. Если при постановке на учет объекту НВОС присвоена III категория, необходимо разрабатывать программу производственного экологического контроля (далее — программа ПЭК) с учетом применяемых технологий и особенностей технологического процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Ассоциация организаций в сфере детейлинга и автомойки создана профессиональным сообществом и работает в интересах своих организаций-учредителей. Участники Ассоциации получают профессиональную защиту и поддержку, консультации юристов практиков, аттестацию персонала автомоек, в том числе в области экологии — обращения с загрязняющими веществами, — для того, чтобы члены Ассоциации компетентно и в полной мере соблюдали законодательство: были ответственны перед законом и перед клиентом.
Для более подробного и точного описания рекомендуемых действий необходимо рассматривать каждую ситуацию в отдельности, у всех объектов имеются особенности, которые сложно уложить в один шаблон, чтобы не вводить в заблуждение коллег. Если данный вопрос важен для Вас, обращайтесь, будем совместно решать проблемы по мере их поступления.
ОСТОРОЖНО, ОПАСНЫЙ ДЕТЕЙЛИНГ!
КАК НЕ НАВРЕДИТЬ КОЛЛЕКЦИОННОМУ АВТОМОБИЛЮ — Интервью с ценителем уникальных раритетных авто, коллекционером со стажем — Кириллом
Кирилл, спасибо за возможность побеседовать с Вами на страницах нашего издания. Чтобы читателей ввести в курс дела – сегодня у нас встреча с ценителем уникальных раритетных авто, коллекционером со стажем — Кириллом. Расскажите, пожалуйста, чем примечательна Ваша коллекция, какими экземплярами владеете на сегодня, и какие в них изюминки?
Зная, какие бывают в мире коллекции, моя тянет лишь на небольшое хобби. К примеру, недавно на аукционе продавалась коллекция из 56 редких Porsche исключительно белого цвета. Главное для попадания автомобиля в мой гараж — его безупречное и, как минимум, на 99% заводское состояние, как визуально, так и технически. Я стараюсь выискивать автомобили, которые не подвергались сколько-нибудь значимому ремонту и с минимальными пробегами.
Например, у меня есть довольно неплохой Porsche 964 с пробегом 88 тысяч километров. Но если сравнивать его с моей же Ferrari 512TR 1991 года с пробегом 22 тысячи, разница заметна. Поэтому с экземплярами с пробегами выше 100 тысяч или получившими какие-либо восстановительные работы, я не связываюсь. Кроме этого, машина должна быть настолько редкой, насколько это возможно для данной модели.
К примеру, я давно хотел 124-ый Mercedes, это классика немецкой школы. Но в России уже есть десятки достойных W124, в том числе в топовых комплектациях E500, E600 и других. Но, на удивление, мало кабриолетов. Поэтому выбор пал на дорестайлинговый E300 красивого бордового цвета Almadin с пробегом 35 тысяч км.
Понятно, что у каждого экземпляра Вашей коллекции – своя коллекционная ценность. Есть ли у Вас авто с историей, ценной именно в личном плане для Вас? Может, поделитесь, если не секрет, что это была за история?
Да, есть. Это BMW E39 1997 года выпуска. Я купил ее в 19 лет, в режиме «на все деньги и еще занять». Разумеется, я не мог позволить себе ее обслуживание. Основательно укатав ее в поездках по России в середине нулевых годов, я пару лет использовал ее для развоза заказов моего интернет-магазина, чем окончательно “добил” автомобиль.
После этого, когда появились свободные средства, я решил привести автомобиль в порядок. Восстановительные работы заняли 3 года, был заказан практически новый двигатель, АКПП, абсолютно все новые элементы внешнего вида, перетянуты все обшивки салона и многое другое.
Исходная цена автомобиля на тот момент была, к слову, порядка 300 тысяч рублей. И что интересно — сейчас, учитывая возросшую популярность старых машин, ухоженные экземпляры могут стоить более 2 миллионов рублей, что не так далеко от стоимости вложений.
Кирилл, коллекционный парк – это ведь прежде всего безупречный вид, не правда ли? Как у Вас организован уход за автомобилями? К каким услугам детейлинга Вы постоянно прибегаете?
Все автомобили я обклеиваю прозрачной пленкой в Колорике. Она не портит внешний вид и сохраняет детали кузова в неизменном состоянии. В дальнейшем я стараюсь не мыть автомобиль на обычных мойках, так как неправильный напор струи или старая тряпка приводят к множественным царапинам на пленке и водяным камням. Это все сильно портит вид автомобиля, особенно это касается машин в черном цвете.
Работать с уникальным автомобилем в детейлинг центре – это ведь ответственность повышенного уровня. Наверняка, у Вас есть проверенный центр, специально подготовленный к такой ответственности; мастер; заранее, подробным образом оговоренные материалы. Это так?
В основном, я отдаю машину на чистку и подготовку в АМД Гараж. Я не сильно разбираюсь в марках материала, я лишь смотрю на конечный результат. Мне нравится, что после 5-7 моек и чисток за сезон на машине нет никаких артефактов, не требуется исправление косяков.
Работа со старыми машинами сложнее, чем с новыми. Многие покрытия и обшивки имеют естественный уровень износа, и, если неаккуратно обработать ту или иную деталь, она может развалиться или оторваться. Если в современном автомобиле на торпеде есть пара огромных экранов и несколько кнопок, то в ретро-машинах все усыпано различными кнопками и переключателями. Каждый нужно протереть, не отломать, и сделать так, чтобы он был естественного цвета, а не блестел от глянца. Это все требует высокого уровня подготовки и желания сделать свою работу хорошо.
Кирилл, как оцениваете уровень отечественного детейлинга? Отвечает ли он Вашим требованиям?
Мне не с чем сравнивать, все машины я обслуживал только в России. Но, если у мастера есть желание сделать хорошо, а клиент готов при необходимости ждать или переплатить относительно обычного ценника — результат будет достойным. Я уже привык планировать работы заранее, а не требовать, чтобы мне привели машину в идеал за полчаса до выезда.
Расскажите, пожалуйста, посещаете ли Вы какие-нибудь тематические выставки или иные мероприятия, связанные с автомобилями? Участвуете ли в слетах и автопробегах? Если да, поделитесь, что из себя представляет подготовка к такому мероприятию и как Вы готовите свои авто к таким мероприятиям?
К сожалению, работа не оставляет времени на частые поездки, хотя эта культура у нас стремительно развивается. С мая по октябрь каждые выходные проводятся клубные выезды, встречи, автопробеги. Есть масса энтузиастов, уровень организации постоянно растет. Я иногда выезжаю на встречи в Москве, обычно это проходит на какой-то площадке из новых деловых и развлекательных кластеров.
Перед поездкой — клининг салона, качественная мойка на детейлинге. К сожалению, из опыта, если ты выезжаешь хорошим летним утром на черной машине в другой район Москвы, через час-полтора кузов уже покрывается пылью. Мой совет — избегайте черных машин, если не хотите постоянно переживать из-за их внешнего вида.
Какие еще эмоции, кроме эстетического наслаждения, доставляет Вам ваша коллекция? Совершаете ли выезды, или, может любите покопаться в механике, или отыскать какие-то исторические факты, связанные с конкретным автомобилем?
Мне нравится настроение, которое несет в себе та или иная машина. Если ты едешь на Mercedes W124 с открытым верхом, то это неторопливая езда, над тобой — открытое небо, старая АКПП уютно переключает передачи и располагает к спокойствию. Если ты за рулем 911 — он требует дать газу, резко уехать со светофора, а в повороте просит еще скорости. И все это время ты сидишь в идеально подходящим для этой цели салоне, где все под рукой, а кресло не позволяет сдвинуться ни на сантиметр.
Если спросить коллекционера, сколько автомобилей у него должно быть в коллекции, что он ответит?
После второй или третьей машины остановиться уже невозможно. И надо не забыть, что этот актив, при должном выборе, никогда не дешевеет. Ни за какие деньги не произвести новую старую Ferrari или даже BMW. Учитывая приход электромобилей, рост в цене автомобилей с ДВС неизбежен. Разумеется, речь идет о технически уникальных авто. К примеру, BMW M5 или M6 поколения E60/E63 с единственным двигателем V10 от BMW в современной истории. Еще недавно их продавали по цене новой “Короллы”, а сейчас ухоженных экземпляров просто нет в свободной продаже.
Не поделитесь тайной, какой экземпляр у Вас сейчас на примете, что хотели бы заполучить в свой супер-гараж?
Мне интересна британская классика доступных спортивных автомобилей — MG из 1970-ых годов, но так как они мне абсолютно неизвестны, то немного пугает процесс выбора. Параллельно смотрю в сторону Porsche 911 Flachbau. Это одна из наиболее неоднозначных версий 911-ого, которая не является иконой стиля из-за того, что её намеренно лишили “выпуклых” крыльев с фарами. В 80-х годах по просьбе состоятельных клиентов Porsche выпустила 948 автомобилей именно в версии Flachbau, которая напоминала им о гоночном Porsche 935, покорявшем в те годы чемпионаты мира.
Спасибо за интервью, Кирилл! Уверен, что оно найдет отклик у наших читателей, многим из которых знакомы ощущения от владения автомобилем, которыми Вы делитесь со страниц журнала «Детейлинг, тюнинг, стайлинг».
PDR
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ БЕСПОКРАСОЧНОГО УДАЛЕНИЯ ВМЯТИН
Автор — Николай Горбачёв
Этим материалом мы открываем цикл статей, раскрывающих особенности технологии и практики ремонта вмятин кузовных деталей автомобиля без ущерба оригинальному лакокрасочному покрытию
Национальная терминология
Технология PDR – Paintless Dent Repair – это технология беспокрасочного удаления вмятин на кузовных деталях автомобиля.
В мире популярно американское название технологии PDR, но также существует немецкое название DOL (Dellen Ohne Lackieren), а в последние годы в странах СНГ набирает популярность название БУВ (Беспокрасочное Удаление Вмятин).
Не смотря на обилие информации, общения в соцсетях и доступности видео по технологии БУВ (PDR), всё еще остается огромное количество людей, которые до сих пор не верят в реальность этой технологии.
Техника выдавливания изнутри
Для удаления вмятин без покраски в основном используется две техники: выдавливание изнутри и клеевая техника.
В первом случае – вмятина выдавливается наружу с помощью специальных инструментов. В большинстве случаев это крючки разных размеров и форм с насадками или острыми окончаниями, в зависимости от задачи.
При этом воздействие на металл осуществляется изнутри. Для наилучшего доступа к повреждению зачастую требуются дополнительные работы по разборке-сборке автомобиля: снимаются задние и передние фонари, обшивка крыши, обшивка капота, крышки багажника и тд.
В этой технике исправления вмятин нет ничего магического или волшебного. Технология и метод похожи на работу классического рихтовщика/ жестянщика, с разницей лишь в том, что в технологии БУВ используется лампа, с помощью которой четко видно инструмент под листом металла. Именно лампа позволяет мастеру видеть, что он делает, и какое усилие нужно применять, чтобы не лопнула краска.
В современном мире существует множество школ, в которых рассказывают базовые знания по технологии, но весь секрет технологии кроется в наработке навыка. Нужно от 6 месяцев до 3 лет, чтобы наработать точность действий
Клеевая техника
Вмятина вытягивается наружу с помощью специальных пластиковых адаптеров с нанесенным на них клеем. Эта техника используется в основном там, где отсутствует возможность выдавливания вмятин изнутри.
После приклеивания адаптера во вмятину, обратным молотком вмятина поднимается в плюс, после молотком или пробойником забивается в ровную плоскость. Воздействие на металл при этом производится снаружи. Дополнительны работы по разборке как правило не требуются.
Клеевая техника является отдельным направлением в технологии, требует отдельного времени для изучения.
Причина популярности БУВ
В странах СНГ технология особенно актуальна по нескольким причинам. Самая главная – у нас очень любят автомобили в заводском окрасе. Конечная стоимость б/у автомобиля на рынке зачастую определяется количеством крашеных делателей.
Технология БУВ позволяет произвести ремонт в короткие сроки: как правило от нескольких минут до 2 дней. После такого ремонта у автомобиля не снимаются гарантии на ЛКП, так как не удаляется цинк и не отгорают грунты с обратной стороны, а значит, впоследствии, нет коррозии. Нет покраски – нет разнотона. Современные расцветки кузовов становятся все сложнее, и потребитель не хочет из-за маленькой вмятины красить полный элемент и два соседних в переход, получая на выходе крашеную сторону автомобиля и потерю товарной стоимости при его продаже.
Таким образом, развитие технологии БУВ, позволяющей осуществлять некоторые ремонтные работы по кузову без замены заводских элементов, движимо очевидной выгодой автовладельца.
АОСДАМ на MIMS
В августе 2023 года АОСДАМ впервые участвовала на выставке MIMS Automobility Moscow. Что же осталось наиболее заметным и запоминающимся в ЦВК «Экспоцентр» с 21-го по 24-е августа?
Сначала – ошеломляющие цифры:
Нельзя не отметить, что MIMS Automobility Moscow – единственная профессиональная выставка в области запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля. Традиционно широкой товарной группой на площадках мероприятия представлены компоненты и технологии для ухода за автомобилем. Для детейлеров ценность участия в работе выставки такого уровня – в выходе за пределы узкого круга привычного перечня расходных материалов и поиске новых решений для бизнеса.
В этом году в выставке приняли участие:
Такая экспозиция – это всегда топ автоотрасли, где производители презентуют вершины своего хайтэка, наперебой анонсируя самый смак, новинки продукции, которые еще не разошлись по рынку, и только прощупывают потребительские предпочтения.
А в сезоне 2023 года к развитию интеллектуальной коммуникации в профессиональной среде вместе с MIMS подключилась и наша Ассоциация организаций в сфере детейлинга и автомобильной мойки, приняв участие в деловой программе выставки.
На Конференц-площадке АГОРА спикеры, приглашенные Ассоциацией, обсудили развитие культуры детейлинга, ресурсы управления и бизнес-процессов в детейлинге, и детейлинг в регионах.
Участие Ассоциации в деловой программе выставки позволило впервые широко осветить актуальные темы детейлинга на главной коммуникационной площадке индустрии послепродажного обслуживания автомобиля.
Опыт сотрудничества Ассоциации и MIMS Automobility Moscow показал обоюдный интерес к развитию совместных проектов, что выглядит многообещающе для продвижения Ассоциацией темы развития отечественного детейлинга в новой программе выставки на 2024 год.
АМД-ГАРАЖ
Максим, здравствуй! Классный у тебя гараж, я в детстве себе такой хотел. Скажи, ты с детства мечтал о машинах, моторах, ревущей выхлопной трубе?
Здравствуйте! Да, гараж симпатичный, согласен. Автомобилями я увлекаюсь с детства. В первый раз я сел за руль в 6 лет и с тех пор из-за руля практически не вылезаю. Машин у меня было очень много, абсолютно разных. Не люблю долго ездить на одном автомобиле, но всегда содержал свои автомобили в чистоте и в хорошем техническом состоянии. И вот однажды у меня возник вопрос: где можно постоянно качественно мыть автомобиль? Однако, стабильно хорошей мойки найти я не смог: раз моют хорошо, другой – плохо, что-то испортят… Поэтому в 2017 году я принял решение открыть свою автомойку со стабильно высоким уровнем качества, независимым ни от каких обстоятельств. С тех пор и по сегодня самым главным принципом нашей работы остается неизменно высокое качество работы. Сейчас мойка у нас представляет собой именно детейлинг мойку – это правильный и достаточно важный сегмент ухода за авто.
Расскажи, пожалуйста, свою историю в детейлинге. Как ты к этому пришел? Кто был тот детейлер, который тебя обратил?)
К детейлингу я пришел уже в 2018 году, переделал под детейлинг некоторые моечные посты. А мотивом послужил спрос – клиенты стали спрашивать: можем ли мы сделать полировку и подобные услуги, вот мы и рискнули удовлетворить их потребности. А обращать меня в детейлинг было не нужно. Так вышло, что культ ухода за автомобилем – это у меня врожденное. Тянуло меня к этому изначально, а как только сделал пост для детейлинга, сразу стал пробовать на своем авто материалы, испытывать способы их нанесения. И дело пошло.
Что ты здесь у себя можешь сделать с автомобилем в плане детейлинга? Каков предел полета фантазии заказчика сможешь удовлетворить? Есть что-то в детейлинге, для чего и масштаба твоего гаража недостаточно?
Сейчас мы оказываем услуги по полировке автомобилей, нанесению защитных покрытий: как быстрые покрытия, так и многослойные керамические составы. Делаем детейлинг мойку – глубокую очистку кузова. Также у нас есть химчистка салона, химчистка подкапотного пространства, химчистка подвески с разбором: со съемом бамперов, защиты, локеров, подкрылков, — всё до основания оттуда вымываем. Также оклеиваем бронировочной пленкой кузов: как матовым полиуретаном, так и глянцевым; целиком или частично. Делаем антихром, бронировку боковых и лобовых стекол, полируем шлифуем стекла, убираем глубокие царапины. Но не всё мы можем делать сами. К помощи партнеров обращаемся для перешива салона, ремонта кожаных покрытий. Также приглашаем партнеров для тонировки стекол и для локальной окраски отдельных элементов кузова. Приезжают к нам спецы для ПДР (удаление вмятин без покраски). Беремся и за нестандартные работы: делали детейлинг детской коляски, привозили нам на детейлинг и машинку на пульте управления. Бывает, работаем и с гидроциклами, квадроциклами. А по масштабу да, кажется, что уже тесновато. Хочется расширить деятельность для возможности работать с салоном. Например, переделывать салон авто под мобильный офис. Это интересно и для этого нужно больше пространства. Планирую также масштабировать направление по пленке: расширять ассортимент бронепленок, наносить виниловые цветные пленки, применять винилографию.
Максим, как долго облагораживал свою штаб-квартиру? Сколько вообще времени нужно, чтобы в полной мере оснастить детейлинг-студию, понять, что именно и как именно нужно всё грамотно устроить, организовать?
Свою я создал за два месяца, хотя планировал за один. Идеи возникали по ходу. Самый минимальный срок – один месяц. Максимально это может и год, и два. Например, в Арабских Эмиратах один из самых больших в мире детейлинг-центров строят с нуля уже достаточно долго. Для 3-4 боксов это 2-4 месяца на полное оборудование. Но чтобы все грамотно устроить, нужен опыт работы в этой сфере: важен свет, подводка электросети, воздух, слив, мокрые помещения и т.п. Если начинать такое дело, желательно воспользоваться помощью тех, кто уже оборудовал детейлинг-центр. Кстати, сейчас консалтинг в этой сфере очень востребован. Так что мы в ассоциации с коллегами АОСДАМ готовы помочь грамотно спроектировать мастерскую для детейлинга.
У тебя работают хорошие мастера. Как ты их нашел? Как выбирал, как добивался от них нужного результата? Как вообще сейчас обстоят дела с кадрами в детейлинге? Где брать годного мастера?
Бесспорно, мастера у меня отличные. С ними я уже давно: с половиной коллектива мы вместе начинали. Я их тогда каким-то чудом нашел, и все этапы роста мы проходим вместе. Где найти годного?.. Это сложный вопрос на сегодня: очень мало мастеров при растущем на них спросе. И вот вторую половину своих мастеров я обучал с нуля. Находил ребят, которые болеют автоделом, и изначально закладывал в них основные принципы детейлинга, каким он должен быть. И этот опыт показал себя с хорошей стороны. Причем настолько, что возникла идея под эгидой АОСДАМ организовать профессиональную подготовку, и на базе АМД гаража готовить мастеров для автомоечных комплексов и детейлинг центров. Сейчас с экспертами Ассоциации разрабатываем программы подготовительных курсов. Скажу по правде – мастера нужно воспитывать самому. Сегодня те, кто считает себя мастерами детейлинга, приходя наниматься, по сути, демонстрируют только знание терминологии, а как работать, как подготовить автомобиль к полировке, не обучены. А для детейлера основное – знание как сначала подготовить автомобиль к основным работам, выполнить это качественно, не нанося вред естественному покрытию автомобиля. Так что настоящие мастера детейлинга сейчас на вес золота.
Работаешь ли сам с машинами в каких-то исключительных случаях? Или сейчас только административные задачи решаешь? Какой спектр задач в бизнесе выполняешь самостоятельно?
Да, бывает и самому приходится взять в руки керхер — аппарат высокого давления, чтобы вымыть авто. Бывает, нужно отполировать. По-хорошему, чтобы иметь представление о процессе, нужно самому его пройти. Только так получишь уверенность в том, что тебя не обманут и что твои сотрудники в точности соблюдают все технологические требования к процессам детейлинга. Что касается административных задач, то они все на мне: и общение с клиентами, и финансы, и учет, и другие организационные моменты. Для небольшого бизнеса это норма.
Сейчас мы наблюдаем волну интереса к детейлингу, как виду бизнеса. Что ты об этом думаешь, чем это вызвано и насколько длительным будет этот интерес?
Действительно, сейчас пошла волна интереса к детейлингу: как у автовладельцев, так и у инвесторов. Сфера привлекательная и своей маржинальностью и ростом спроса. Интерес к ней вызван, наверное, развитием этой сферы: появилось много новых разнообразных материалов, дизайнерских решений. Ну и конечно, фактор геополитический: нехватка запчастей, проблемы с традиционными моделями авто вызвали ажиотажное стремление сохранить внешний вид автомобиля от повреждений. Антигравийная пленка сейчас на пике спроса. Ну и еще возросли эстетические требования к интерьеру, экстерьеру. Поэтому интерес бизнеса понятен: при адекватных вложениях и хорошей организации, окупаемость вложений — год. Насыщение рынка я пока не вижу, так что перспективы роста очевидны.
В связи с интересом к детейлингу как бизнесу, как ты думаешь, будет ли дело идти, если владелец не из сферы детейлинга? Насколько этот бизнес технологичен, насколько глубоко в нем разделение труда?
Да, сейчас много людей приходит в отрасль со стороны. Бизнесмены, случайные люди. По факту, если не уходишь в тему с головой, добиться реальных результатов крайне трудно. Встречаются коллаборации из инвесторов и профессиональных детейлеров — это перспективно, из этого может получиться работающий бизнес.
Есть ли у тебя примерная статистика: какова доля постоянных клиентов? Откуда берутся новые? Как у тебя поставлена коммуникация с клиентами и кто за это отвечает? Как справляешься с токсичными?
По моему пятилетнему опыту 90% клиентов возвращаются повторно. Мы на данный момент не даем никакой рекламы своих услуг. Узнаваемость идет по рекомендации клиентов, которые удовлетворены обслуживанием. На данный момент очередь к нам – две недели. Так что залог успеха у клиентов – высокое качество работ, верность принципам. А в начале нашего пути мы вкладывали средства в рекламу: блогеры, соцсети и т.п. Но в основе – качество услуг. Без этого любые рекламные бюджеты в пустую. Токсичные клиенты бывают, как и мошенники и клиенты-экстремисты. Чтобы обезопасить себя от них, мы делаем очень тщательную приемку: видео, фотофиксацию, опись по каждому элементу автомобиля. Так что, если какие-то претензии возникают, мы поднимаем архивы и разбираемся: что было, чего не было. Если мы допустили ошибку, то отвечаем по полной программе. С клиентами общаюсь лично, мы даже называем их гостями, для нас клиент — это гость, которому мы рады и всегда готовы пойти навстречу.
Обслуживаешь ли здесь свою машину? Что именно защищаешь и каким способом? Проявляешь ли интерес к новинкам среди материалов для детейлинга, или предпочитаешь сначала испытать на клиентах?)
Свой автомобиль, конечно, обслуживаю у себя, но редко, потому что очередь очень плотная. Но если появляется окно и его некем заполнить, то в этот чудесный момент загоняю своё авто. Защищаю кузов керамическими составами, зоны риска – полиуретановой пленкой. Раз в месяц – глубокая чистка кузова, два раза в год – химчистка салона, два раза в год – подвеска и подкапотное пространство. Периодически – кондиционер. Бывает, что двух-трехфазные мойки делаю у своих друзей. Но все испытания – только на своей машине, ну и на машинах сотрудников)
Как ты думаешь, какая отличительная черта у твоего центра, чем ты берешь своих клиентов?
Всегда интересуюсь новинками, стараюсь следить за новинками рынка, испытать их, и, если меня результат устраивает, то берем в работу и сразу предлагаем клиентам. Я думаю, что открытость лицом к клиенту – наш основной козырь.
И, напоследок, Максим, философский вопрос: что главней: детейлинг, тюнинг, или стайлинг?
Я б не назвал этот вопрос философским – это отдельные направления: уход за автомобилем, изменение его технических характеристик, изменение внешнего вида. Они хоть и пересекаются где-то, но существуют как вполне самостоятельные вселенные, в которые можно погружаться бесконечно.
«ДОМАШНИЕ» ЗАРЯДНЫЕ СТАНЦИИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
Реклама SAGA Electro Erid: 2Vtzqx6qzo6
В №2 ДТС мы затронули тему зарядных станций для электроавтомобилей, обращая внимание на удобство их использования в центрах детейлинга и автомойках.
И пока многочисленные автомойки и детейлинг-студии взвешивают все «за и против» установки станций в удобных местах, автолюбителям электричек приходится решать задачи подзарядки собственными силами, обустраивая свои домашние электрозаправки.
В этой статье мы приглядимся к так называемым «медленным» станциям переменного тока мощностью от 6 до 22 кВт., с расчетами применимо к зарядке батареи электромобиля Tesla Model 3 емкостью 60 кВт·ч.
Какие зарядные станции можно отнести к «домашним»?
Первым делом оговоримся, что мы рассматриваем именно внешние станции. Если ваша домашняя сеть имеет выделенную мощность от 2 до 8 кВт, то подключать к ней внешнюю станцию не имеет смысла, так как она будет забирать всю мощность сети, и питание любого другого устройства будет вызывать перегрузку сети с ее отключением. В таких условиях автолюбитель может подзаряжать свой электромобиль только мобильным зарядным устройством, которое будет заряжать батарею на 200 км хода более полутора суток.
Внешние станции предназначены для сетей минимум 8 кВт и такие станции в России производят. Поиск в интернете показывает, что под сеть с напряжением 220 в. рынок предлагает выбор, как минимум, из трех моделей таких станций мощностью 7 кВт.
Плюсы и минусы маломощных зарядных станций
Плюсы этих станций очевидны: имеющуюся сеть переменного тока 220В не нужно «переделывать», по стоимости они дешевле более мощных.
Задавшись вопросом о минусах, выясняем, что время зарядки маломощным устройством от бытовой розетки током 16 А будет более 16 часов. Чтобы уменьшить это время, нужно установить специальную розетку током на 32 А. Этим можно уменьшить время зарядки до 8-10 часов. Если время зарядки не является для вас критичным, то можно остановить свой выбор на маломощной зарядной станции. Но при этом нужно с вниманием отнестись к нагрузке на сеть и при подключении станции грамотно распределить нагрузку.
Зарядные станции для трехфазных сетей
Если же у вас трехфазная сеть, то имеет смысл установить более мощную зарядную станцию из подкласса «медленных» мощностью 22 кВт. Такая внешняя зарядная станция принципиально позволяет восполнить заряд батареи в течение 3-х часов, но если ваш электромобиль имеет предел зарядной мощности в 11 кВт, то сократить срок полной зарядки короче 5,5 часов не удастся.Российские производители предлагают станции этого типа в широком ассортименте именно потому, что наиболее оптимальный режим заряда электроавтомобилей — это переменный ток мощностью 22 кВт. Надо сказать это самые распространенные станции переменного тока.
Среди отечественных производителей зарядных станций переменного тока на 22 кВт хотелось бы обратить внимание на продукцию SAGA Electro. Станции этой компании встречаются в Москве всё чаще. К примеру, можно подключиться к одной из них на центральной парковке роскошного легендарного отеля The Carlton Moscow, расположенного в центре столицы около Красной площади и Кремля.
Производство SAGA Electro
Корпорация САГА – крупный российский производитель высокотехнологичного оборудования полного цикла. Более 15-ти лет компания разрабатывает и производит электронику разного назначения, в том числе и несколько линеек зарядных станций для электромобилей. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются зарядные станции серии SAGA Electro SP-22. Однако отличительной чертой сервиса компании является готовность инженеров корпорации САГА разработать и скомпоновать зарядные станции под любые технические требования заказчика.
Линейка зарядных станций модели SAGA Electro SP-22
Основой линейки SP-22 является модель SAGA Electro SP-22. Это станция, исполненная в дизайне городского зарядного портала. Имеет модификацию для одновременной зарядки двух автомобилей — SP-22Х2 и модификацию с монитором для вывода информационного контента.
Станция SP-22 легко устанавливается в коттеджном домовладении, или во дворе, и смотрится футуристично. В формате портала зарядной станции переменного тока SP-22 производства компании SAGA Electro не страшны перепады температуры от -350С до +400С, в ней установлена молниезащита и защита от перенапряжения, а всепогодный антивандальный корпус дает уверенность в том, что вы всегда сможете воспользоваться своей станцией в качестве основного источника заряда для вашего электромобиля. А продолжить знакомство с компаний и её продукцией – в сети на https://sagaelectro.ru/
Автомойки под эгидой собственной отраслевой СРО
Перспективы бизнеса детейлинга и автомойки под эгидой собственной отраслевой СРО (саморегулируемой организации)
Еще в мае прошлого года в процессе общения руководителей детейлинга и автомоек с руководством Ассоциации у членов Ассоциации возник вопрос о том, стоит ли организовать СРО в сфере детейлинга и автомойки. Тогда эта идея, как одна из многих в русле развития Ассоциации, не казалась особенно актуальной.
Но уже вторая половина 2023 года дала достаточно поводов, чтобы идея создания собственной отраслевой СРО набрала практическую базу.
К тому времени Ассоциация уже приступила к апробации программы аккредитации рабочих мест. То, что эта мера станет инструментом сепарации мастерских по качеству, стало понятно не сразу. По мере развития проекта становились очевидными различия между центрами, где мастера проходят аккредитацию по качеству, и где не проходят.
Далее работа Ассоциации над программой бизнес-скул, в которой предполагалось организовать среду профессионального обмена управленческими навыками между руководителями детейлинг-центров, показала, что элементы качества работы, так или иначе, складываются один к другому в стройный ряд критериев эталонного детейлинга.
Наконец, осенний всплеск интереса к открытию детейлинг-центров как бизнес-проектов показал, что конъюнктура рынка детейлинга неизбежно порождает открытие множества мастерских с непредсказуемым качеством услуг. Причем, происходит это объективно, а не по чьему-то злому умыслу.
Активность в этом направлении привела к тому, что опытные детейлеры стали чаще обращаться в Ассоциацию за проработкой вариантов коллективной защиты качества своих услуг от напористой политики новичков по вхождению в рынок услуг. Намерение вполне разумное, так как в одиночку преодолевать вызовы изменяющегося рынка сложно, да и нецелесообразно, раз существует своя профессиональная Ассоциация.
Разноплановые задачи, таким образом, сошлись в одном приемлемом решении, которое совсем недавно казалось преждевременным: создание СРО. Создание саморегулируемой организации в области детейлинга и автомобильной мойки на сегодня не является обязательным, с точки зрения действующего российского законодательства, однако для самой отрасли эта мера является наилучшим стратегическим ответом на переменные внешние угрозы для профессионалов детейлинга и автомойки, которые вкладывают свои средства в поддержание высокого качества услуг, и хотели бы защитить свои вложения от недобросовестной конкуренции внутри отрасли.
Учитывая эти тенденции и побудительные силы внутри сообщества, совет Ассоциации принял решение начать подготовительные процедуры для образования СРО в области детейлинга и автомойки в первом квартале 2024 года, и развернуть информирование членов Ассоциации об условиях вступления в СРО, чтобы обеспечить прозрачность и открытость этого процесса для всех заинтересованных сторон.
Свидетельство членства в СРО будет служить показателем высочайшего качества услуг бизнес-субъекта в сфере детейлинга и автомойки и будет налагать определенную ответственность бизнеса не только перед клиентами, но и перед корпоративным сообществом. Для бизнеса это станет дополнительным репутационным преимуществом, а также, при желании, позволит расширять спектр своих заказчиков в лице корпоративных, государственных и муниципальных гаражей, путем участия в государственных закупках услуг детейлинга и автомобильной мойки.
РИСКИ БИЗНЕСА ОТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА
КАК В АССОЦИАЦИИ ПОМОГАЮТ БОРОТЬСЯ С УГРОЗОЙ МОШЕННИЧЕСТВА СО СТОРОНЫ КЛИЕНТОВ
Клиент для детейлинга – это всё:
- источник дохода
- эмоций
- и самого смысла существования бизнеса.
Грамотные детейлеры ищут такой подход к заказчику, который обеспечивал бы не только его удовлетворение качеством услуг мастерской, но и повторное обращение за детейлингом, а еще лучше – привлечение других клиентов. Рекомендации довольного качеством услуг клиента дорогого стоят, ведь известно, что никакая реклама не работает настолько же эффективно, как «сарафанное радио».
Клиент всегда прав?
В этой парадигме клиентоориентированного подхода считается, что клиент всегда прав, что он имеет право усомниться, проявить дотошность, въедливость в вопросах услуги, полученной за свои деньги. Сотрудников первого стола обучают стойко и спокойно относиться к самым крайним проявлениям придирчивости, выражения недовольства клиента, учат идти с ним на компромисс и даже соглашаться с необоснованными претензиями, в обмен на лояльность и даже на некоторые материальные потери, чтобы не подвергать риску репутацию предприятия и не вваливаться в дорогостоящие, изматывающие юридические препирательства.
Надо сказать, что отношение мастеровых предпринимателей к формально-юридическим процедурам разрешения споров с клиентами вообще довольно сдержанное. Владельцы небольших студий предпочитают не доводить конфликт до встреч с юристами клиента, входить в досудебные и судебные разбирательства. Когда по собственному опыту, а когда и понаслышке, они убеждены, что это будет долго, дорого и без гарантии выигрыша. Такое мнение широко распространено.
А между тем, среди клиентов попадаются и такие, кто намеренно злоупотребляет своими правами потребителя, с целью получить определённую материальную выгоду, профессионально организуя ситуации, с формальной точки зрения позволяющие предъявлять чувствительные материальные претензии предпринимателю, оказавшему услуги. Некоторые профессиональные скандалисты умудряются систематически наживаться таким способом, зная психологию предпринимателя и подмечая его упущения в организации работы.
И когда предприниматель взвешивает неизбежную потерю денег, то на одной чаше весов у него потери из-за требований потребителя-экстремиста, а на другой — потеря денег из-за выплат штрафов, пени и компенсации морального вреда, сопряженные с походами в суд.
Как это происходит на практике?
На мойку или в детейлинг клиент сдает автомобиль. Получив услугу, он забирает его, но возвращается с претензией в том, что ему испортили лакокрасочное покрытие, появилась вмятина, сломана фара или нанесен иной подобный имущественный ущерб. Либо не выполнена какая-то работа, которая должна быть выполнена, с точки зрения клиента. Клиент обращается к экспертам, и те дают ему заключение о том, что по причине некачественной работы мастера, нанесен ущерб лакокрасочному покрытию и иным имущественным интересам клиента. Клиент начинает требовать возместить ему ущерб в сумме с пятью нулями, куда включает и расходы на ремонт, и моральный ущерб, и услуги юристов. Предприниматель либо удовлетворяет требование клиента, либо подключает своих юристов для создания противовеса юристам клиента. Правота той или иной стороны устанавливается в суде, где нередко защита правоты мастера детейлинга зависит от мастерства юриста.
Чтобы всегда быть готовым к любому развитию отношений с клиентом, необходимо в полной мере фиксировать все аспекты приемки автомобиля: это фото, видеофиксация, опись по каждому элементу автомобиля. Хорошим тоном будет разработка чёткой инструкции по приемке автомобиля для персонала. Эту работу лучше поручить квалифицированному юристу, чтобы не упустить тонких нюансов права. К примеру, в описи при приемке автомобиля опасно писать такую фразу как «принято без дефектов».
Вообще не стоит стесняться привлекать для консультаций профессиональных юристов, таких как юристы МКА «Протегга», у которых многолетняя практика экспертизы в суде, тысячи судебных процессов, более 90% выигранных дел. Ассоциация АОСДАМ давно и продуктивно сотрудничает с юристами МКА «Протегга», в том числе и по вопросам обеспечения независимой судебной экспертизы для защиты интересов предпринимателей-детейлеров.
Предупредить потребительский экстремизм, конечно же, лучше, чем выстраивать против него тактику защиты по факту, но и для предупредительного инструктажа, и для защиты интересов своих членов Ассоциация всегда готова мобилизовать и свои профессиональные ресурсы, и правовые компетенции юристов из МКА «Протегга».
Несмотря на угрозы бизнесу, которые несёт с собой потребительский экстремизм, грамотный предприниматель в своей работе никогда не откажется от принципа, что клиент всегда прав. Но и придерживаясь этого принципа, не помешает знать, что, если вдруг найдется клиент, который может быть не прав, то есть способ помочь ему понять заранее, что от злоупотребления правами потребителя в этой детейлинг студии имеется надежная юридическая защита.