В РЕЕСТР НА УЧЕТ!
АВТОМОЙКИ ПОД ПРИЦЕЛОМ ВНИМАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Владельцы автомоек Москвы в некотором замешательстве: в конце сентября ими вплотную заинтересовался департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, вынося предписания о недопустимости нарушения требований в рамках государственного экологического надзора. В том числе и через госуслуги.
По сути, департамент смотрит на автомойки как на объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС), то есть ухудшающие ее качество — физические, химические, биологические и иные показатели (ст. 1 Закона об охране окружающей среды), и требует от мойщиков стать на учет в госреестр объектов, оказывающих НВОС.
При постановке на государственный учет объекту присваивается уникальный код и категория от I до IV. По степени негативного воздействия объекты НВОС делятся на четыре категории (п. п. 1 — 3 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды). Критерии отнесения объекта к той или иной категории утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
При этом осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Критериев № 2398, и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Критериев N 2398, является критерием отнесения такого объекта НВОС к объектам III категории — оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Для включения сведений в государственный реестр объектов НВОС необходимо предоставление информации о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, согласно классификатору видов экономической деятельности.
Также там содержится информация о стационарных источниках загрязнения на вашем объекте и сведения о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе как о плательщике платы за НВОС.
Сама эта процедура постановки на учет безобидна, хотя и требует определенных навыков, на чем зарабатывают конторы, предлагающие решить эту проблему за 25-30 тыс. рублей.
И так как мало кто понимает, что следует за внесением автомойки в реестр загрязнителей, то мы в двух словах попробуем это разъяснить. В данном материале приведен не полный перечень информации и сведений, необходимых для выполнения требований, установленных законом, но он даёт общее понимание об объёме необходимых работ и системности в их выполнении.
Во-первых, требование департамента экологии совершенно справедливо и тот, кто до сих пор этого не сделал (а требование установлено законом в 2002 году), должен обязательно и незамедлительно встать на учет в госреестр.
В случае, если вы не поставите ваш объект НВОС на учет, то можете попасть под штрафные санкции в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях: в соответствии со ст. 8.46 за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. Причем индивидуальный предприниматель без образования юридического лица несет ответственность за административное правонарушение как юридическое лицо.
Во-вторых, по закону, негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены как сбросы загрязняющих веществ, иных веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, так и на водосборные площади. Так или иначе, издержек воздействия на экологию не избежать.
Вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В-третьих, очевидно, что органы власти всерьёз намерены взять под экоконтроль автомойки и упорядочить эту сферу деятельности. Москва, Подмосковье, далее везде. Полномочий для этого у органов власти достаточно и требования закона подкрепить средствами административного воздействия они могут.
А это заставит предпринимателей адаптироваться к новым условиям. В каких-то случаях возможность по-прежнему продолжать деятельность автомойки будет утрачена: полуподпольные, неэффективные автомойки — в этой зоне. В других потребуется переоснащение, переоборудование, вполне ожидаемы административное, судебное давление на автомойщиков. Потребуется время и для стабилизации рынка и цен на услуги. Их рост в диапазоне 20-30% вполне прогнозируем.
Наконец, что делать. Для начала, не впадать в уныние, ведь стремление к улучшению условий как рыночных отношений, так и экологического состояния окружающей среды – это в наших общих интересах: и автолюбителей, и предпринимателей, всех граждан.
Поэтому в соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с 1 января 2015 года необходимо организовать постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и обеспечивать соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды к установленной категории объектов. Если при постановке на учет объекту НВОС присвоена III категория, необходимо разрабатывать программу производственного экологического контроля (далее — программа ПЭК) с учетом применяемых технологий и особенностей технологического процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Ассоциация организаций в сфере детейлинга и автомойки создана профессиональным сообществом и работает в интересах своих организаций-учредителей. Участники Ассоциации получают профессиональную защиту и поддержку, консультации юристов практиков, аттестацию персонала автомоек, в том числе в области экологии — обращения с загрязняющими веществами, — для того, чтобы члены Ассоциации компетентно и в полной мере соблюдали законодательство: были ответственны перед законом и перед клиентом.
Для более подробного и точного описания рекомендуемых действий необходимо рассматривать каждую ситуацию в отдельности, у всех объектов имеются особенности, которые сложно уложить в один шаблон, чтобы не вводить в заблуждение коллег. Если данный вопрос важен для Вас, обращайтесь, будем совместно решать проблемы по мере их поступления.