Главное мероприятие в сфере детейлинга и автомобильной мойки

Круглый стол

«Автодетейлинг в России: развитие, ресурсы, регионы»

Мероприятие с таким названием провела Ассоциация организаций в сфере детейлинга и автомобильной мойки (АОСДАМ) совместно с MIMS Automobility Moscow 2023. Двухчасовая акция прошла на конференц-площадке AGORA столичного Экспоцентра в форме открытого диалога с заинтересованной аудиторией.

Беседу открыл президент АОСДАМ Алексей Кольчугин, обозначив общую проблематику развития детейлинга в России. Ассоциация ставит перед собой цель создать из детейлинга полноценную сферу деятельности. Предстоит создать правовую базу и отраслевую платформу. Сейчас детейлинг пребывает в «серой» зоне, не имея никаких регламентирующих механизмов – ни внутренних, ни внешних.

Пока что государство не прониклось темой детейлинга. А она ему должна быть интересна, поскольку это рабочие места. На сегодняшний день в сфере занято, по нашим оценкам, около 150 тысяч человек. Наша цель – появление профессии «детейлер».

Стандартизация основных технологических процессов, обучения и аттестации технического персонала позволит сделать детейлинг максимально прозрачным и привлекательным для клиентов. На сегодняшний день в детейлинг вовлечены примерно 5–7% автовладельцев, и эта доля разнится от региона к региону. АОСДАМ ставит задачу достигнуть показателя 12%, что вполне реалистично при правильной постановке дела. Ассоциация формирует профильные гильдии – полировщиков (детейлеров), плёнщиков, мастеров по работе с кожей, мастеров PDR (Paintless Dent Repair – технология удаления вмятин без покраски) и других.

Детейлинг – это еще и про эмоции. Одна из сфер, дарующих радость в чистом виде – радость от отлично выглядящего автомобиля, даже если он полдня ездил под дождем. А радость, как известно, продлевает жизнь
Алексей Кольчугин Президент АОСДАМ

С их участием будут выработаны внутренние стандарты или технические условия. Например, что такое полировка? Какой комплекс работ в него должен входить, какое требуется оборудование, какие требования к производственной площадке и к навыкам персонала? Сегодня это нигде не прописано – разные компании работают по-разному. В конечном итоге у клиентов возникают вопросы – почему здесь так, а в другом месте немного иначе, что подрывает доверие к детейлингу и мешает его развитию как бизнеса.

Единая стандартизированная база позволит в дальнейшем создать региональные центры детейлинга, отладить обучение персонала и запустить процесс профессиональной аттестации.

Предложение из зала

АОСДАМ в дальнейшем, при создании единых для детейлинга и автомоек норм, могла бы взять на себя присвоение «звезд» отдельным компаниям. По аналогии с гостиницами: пять звезд – высший уровень, четыре звезды – хорошо, но не в полном объеме, и так далее. Это удобные ориентиры для клиентов, подыскивающих, кому доверить свою машину

Важнейшие этапы работы АОСДАМ – запуск отраслевого журнала «Детейлинг, тюнинг, стайлинг», развитие профессионального сообщества, формирование реестра детейлеров и создание экспертного совета Ассоциации. Также Алексей Кольчугин анонсировал пилотный проект по организации курсов Detailing Business School для руководства детейлинг-центров.

Тему экспертной деятельности АОСДАМ развил председатель Ассоциации Василий Чернышов. На данный момент в стране нет организации, которую можно было бы считать признанным экспертом в сфере детейлинга. А спорные вопросы между клиентами и производителями работ случаются. Ассоциация может взять на себя роль эксперта в досудебном урегулировании конфликтов – или в суде, если до него дойдет дело.

Существует и такое явление, как потребительский экстремизм – злоупотребление клиента правами потребителя с целью получить выгоду в какой-либо форме. Юридическая поддержка и защита детейлеров – также одна из функций Ассоциации.

Очевидно, что нужна некая «горячая линия» прямого доступа к экспертному совету, посредством которой он сможет принимать претензии к качеству работ в том или ином сервисном центре, давать консультации, рекомендовать исполнителей работ с учетом конкретных пожеланий клиентов.

Года два назад столкнулись с проблемой: непонятно, кто может выступать источником компетентного мнения в сфере детейлинга. Сейчас суды в спорных случаях привлекают экспертные организации на свое усмотрение, что, конечно же, не совсем правильно.

Тогда родилась идея создать совместно с Академией Правосудия специализированные курсы по данному направлению. Сегодня она успешно воплощается. В ближайшем времени такие курсы начнут работать – возможно, уже в этом году.

От АОСДАМ потребовалось описать данную компетенцию именно со стороны детейлеров – с учетом нюансов всех направлений детейлинга. Это, в свою очередь, позволит задавать уровень и требования к тем людям и организациям, которые займутся экспертной деятельностью, и, если потребуется, выносить экспертные оценки по тем или иным случаям. Это унифицированные требования, часть из них уже готова, часть близка к завершению.

Детейлинг на сегодняшний день
сильно недооценен, хотя это естественный способ уберечь кузов и продлить жизнь автомобилю. Я бы провел такую параллель: есть мода
высокая и мода повседневного
пользования. Детейлинг сегодня
на уровне высокой моды.
Василий Чернышов

Мы начали этот нелегкий путь пять лет назад. Вскоре выяснилось, что самое сложное – убедить людей в необходимости легализовать и скоординировать детейлинг, когда они и так прекрасно себя чувствуют. Но без консолидации участников рынка им же самим намного сложнее добиться наилучших результатов в бизнесе.

Мы могли просто сделать продукт и порекомендовать его всем желающим. Но это было бы ошибочно: «кто попало» зачастую отклоняется от предписанных нами технологий, что снижает и ценность услуг, и качество покрытий, и в конечном итоге порождает недоверие к нашему продукту. Да и ко всем остальным детейлинг-услугам. Поэтому мы проводим семинары и тренинги для наших партнеров, в том числе в европейских странах. Наша цель – давать людям качество.

АОСДАМ – способ решения многих проблем. Стандартизация технологических процессов необходима. Куда бы ни обратился клиент, он везде получит одинаково высокий качественный результат. Также желательно выработать единый глоссарий детейлинга. Например, однофазная, двухфазная и трехфазная мойка в разных компаниях может означать неодинаковый спектр услуг и различающиеся подходы. Многим клиентам эта градация вообще не очень понятна, а расхождения в технологиях или последовательности производимых работ непонимание усугубляют.

Что такое «бережная мойка» или «бережная сушка», какие параметры определяют, что эта сушка именно бережная? Стандартизация необходима и в этих аспектах.

Позиция государства однозначна: чем меньше дел попадает в суд, тем лучше. Если эксперты Ассоциации решат часть вопросов в рамках досудебного урегулирования, это всем сэкономит время и снизит нагрузку на судебную систему. Детейлинг идет по пути самоорганизации, мы можем это только приветствовать.

Затем беседа перешла к прикладным вопросам. Среди выступающих были Максим Бычков, создатель фирмы АМД-Гараж, и Булат Килов – основатель бренда KRYTEX и непосредственный разработчик высокотехнологичных защитных покрытий для кузова. KRYTEX – одна из первых российских компаний, сертифицирующих своих партнеров на обязательной основе.

Главный вопрос для потребителя — качество. Стандарты качества на своем объекте – это прекрасно, мы их для себя выработали и строго придерживаемся. Но каждая компания и каждый клиент по-своему понимают, как должен выглядеть автомобиль после мойки и как вообще его следует мыть. Идеально, когда клиент везде получает идентичную по содержанию услугу – без разницы, в каком городе на какую мойку он приехал. Добиться этого можно только стандартизацией.

19 Просмотрено